Основы студийного освещения

22.09.12

Свет в фотографии есть основным выразительным средством. То, насколько фотограф участвует в управлении световым потоком, во многом зависит степень участия автора в создании произведения. То есть, изменяя силу, направление и качество фото света, автор свободен в своих высказываниях относительно объекта съемки, и может трактовать образ модели. Другими словами возможность управления светом позволяет режиссировать внутрикадровое пространство и расставлять авторские акценты при трактовке образа снимаемого объекта или модели.

 

Все источники студийного освещения имеют названия в зависимости от того, в каком месте пространства студии они находятся, и какое влияние они оказывают на снимаемый объект. И так виды света бывают следующими:

Рисующий свет – один из главных, который располагается в ближнем секторе перед моделью и выше оси съёмочного объектива. Рисующий свет ставит перед собой задачу осветить главное, выявить объём, подчеркнуть фактуру. Весь другой студийный свет его дополняет.

Заполняющий (выравнивающий) свет - равномерное невыразительное бестеневое освещение для смягчения густоты теней на объекте съемки. При установке следует следить за отсутствием дополнительных теней. Не должен стоять сбоку. Освещает всё пространство мягким светом.

Моделирующий свет – расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Светит на модель. «Отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом.

Фоновый свет - не освещает модель, а только фон. Одинаково ровно. Придаёт тональный баланс. Белый фон может быть пересвечен на 0.5-1 ступеней. В чб фотографии белый фон лучше заменить на пастельные тона. Модель необходимо отодвинуть от фона настолько, чтобы ее тень не попала в пространство кадра, и фон был достаточно размыт объективом. Так же возможны световые переходы от темного к светлому при использовании одиночного источника освещения направленного вдоль фона.

Контровый свет - скользящий свет в сторону объектива. Располагается в дальнем секторе за моделью. Выявляет фактуру. Создает блики. Также имеет свойство приводить цвета к монохромной гамме.

Работая в фото студии все виды света, ставить не обязательно, вы индивидуально подходите к этому вопросу. При начале работы с моделью рекомендуется ставить мягкое, ровное освещение, постепенно уводя его в более активные композиционные решения.

При отсутствии дополнительных осветителей моделирующий и заполняющий света могут создаваться различными отражателями, которые отражают на объект энергию рисующего света.

Очень хочется отметить и свет из окна. Это непосредственный, красивый по-своему рисунок. Его всегда много и им нельзя управлять, то есть вы сами должны поместить модель в освещённое пространство и расположить её относительно светового потока.

На сегодняшний день в фото студиях студийным освещением может быть импульсный свет, или как его ещё называют студийная вспышка, и постоянный свет с галогенными или флуоресцентными лампочками.

Импульсный фото свет простой в эксплуатации, мобильный, имеет достаточно мощный световой поток для съемки при коротких выдержках и остановки движения. Стабильный, когда необходимо повторить результат. Цветовая температура соответствует дневному свету. Может иметь лампы пилотного света для предварительной оценки светового рисунка.

Постоянный свет с галогеными лампали дают оносительно не большой световой поток высокое энергопотребление, высокую теплоотдачу. Цветовая температура этого света 3200 K это тёплый свет и выдержки съемки, как правило, достаточно длинные. Возможно использование для съемки натюрмортов, в творческой фотографии, а так же в качестве бюджетного варианта.

Флуоресцентный постоянный свет имеет лампы дневного света со стабильной цветовой температурой 5500 K , которая приравнивается к дневному освещению, потребляет мало энергии и не имеет свойства нагреваться как галогенный свет.