Штативы и моноподы

03.07.13

Штативы и моноподы

С самого начала фотографической эры в голове каждого человека плотно сидит визуальный штамп: фотограф, накрытый плотной тканью, склонившийся над треногой с установленной на ней огромной камерой…

Прошло больше сотни лет, изменились фотокамеры, принципы фотографирования, поменялись технологии, но неизменным остаётся тот самый штатив под камерой. Конечно, претерпел изменения и он, но принцип его работы, его необходимость и незаменимость подтверждена столетием.

Давайте для начала определим разницу между ними: штатив - это тренога, предназначенная для жёсткого крепления фото- или видеотехники. А монопод - это одна из разновидностей штатива, состоящая из одной "ноги". Штатив, как правило, используют для студийной съёмки, для кадров с длительной выдержкой, а также при использовании техники с длиннофокусной оптикой. А моноподы очень хороши при использовании их в динамической съёмке.

Требования к штативу

Требований к штативу немного:

  • он должен быть лёгким, прочным, надёжным, компактным;
  • чем меньше сочленений, тем надёжнее вся конструкция, а от жёсткости соединения элементов зависит качество полученных кадров
  • вес - немаловажная составляющая: лёгкие углепластиковые штативы и моноподы предлагают такие производители, как Benro, Slik, Vanguard, Manfrotto;

Немаловажным требованием к штативу является тип его головки. Назначение головок банально: они позволяют поворачивать камеру в любом направлении и фиксировать её в нужной позиции. Головки бывают шаровые и трёхосные (3D -головка).

Благодаря сферическому шарниру шаровой головки камеру легко можно поворачивать во все стороны, причём в нескольких плоскостях одновременно. Камера легко фиксируется в нужном положении, но есть небольшой нюанс: шаровая головка рассчитана на лёгкую камеру.

3D- головки позволяют регулировать камеру в трёх плоскостях, независимо друг от друга, ну, а отдельные ручки фиксирую камеру в нужной плоскости, поэтому получается более скомпонованный кадр. С такой головки, как утверждают профессионалы, удобнее снимать панорамные снимки. У ведущих производителей 3D-головки предложены в наиболее широком диапазоне, они конструктивно выполнены сложнее, чем шаровые, потому и стоят дороже.

Правила выбора: штатив или монопод

Определяющим фактором для удобной работы с техникой является рабочая высота, это расстояние от поверхности, на которой стоит штатив, до площадки, на которой укреплена камера. Основным критерием в данном вопросе является собственный рост фотографа, ведь видоискатель установленной на штативе камеры должен быть как минимум на уровне глаз. Второй критерий - вес и длина в сложенном состоянии.

Ведущие производители фототехники и аксессуаров придерживаются высоких стандартов качества. С каждым годом появляются все более совершенные модели, среди которых выделяются универсальные. Так, Benro предлагает штативы в формате MeFoto, которые легко трансформируются и предлагают максимальный комфорт для фотографов в путешествии.

Если говорить о ценах, то они, как и полагается, разнятся: все зависит от технических параметров, непосредственного производителя и даже от моды на те или иные модели. В целом, выбор настолько впечатляет, что ни один фотограф - профессионал или любитель - не останется без штатива или монопода.

Удивительная история: вроде бы техника становится легче и компактнее, а от приспособления, придуманного на заре фотографической эры, до сих пор невозможно отказаться. Фотографы и в студии, и на выездных съёмках не могут обойтись без штатива или монопода, потому что именно они призваны облегчить работу человека и значительно улучшить качество фотографии.